МБОУ
СОШ с.Карача-Елга МР Кушнаренковский район РБ |
---|
Понедельник
Открытие недели.
Выступление учащихся на линейке: Слово о математике
Вторник
Беседы. Из истории математики.
Среда
Занимательные уроки.(5-8 кл.)
Открытые уроки (9-11кл.)
Четверг.
Математические состязания 5-9 классов.
Пятница.
Математический вечер.
Математический марафон.
Суббота.
Подведение итогов.
Тема урока: Теорема Пифагора
Цели: 1.Введение понятия о теореме Пифагора. Доказать теорему Пифагора.
2. Рассмотреть решение задач с применением этой теоремы. Развитие учебных умений и навыков работы с учебником, логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы, интереса к математике, творческого к делу.
3. Способствовать воспитанию внимания, сообразительности. Ход урока: 1. Новая тема. Сегодня мы начинаем изучение теоремы Пифагора. Теорема Пифагора пожалуй самая известная теорема в геометрии. Она занимает в геометрии особое место. На её основе можно вывести или доказать большинство теорем. А она еще замечательна тем, что сама по себе вовсе не очевидна. Сколько не смотри на прямоугольный треугольник никак не увидишь, что его стороны а, b и c, связывает простое соотношение которое мы сегодня изучаем. Сначала вкратце ознакомимся с биографией Пифагора жившего около 500 год д. н. э.
А теперь послушаем историю теоремы Пифагора.
Рассказ о Пифагоре
Говоря о Пифагоре, следует сразу отметить, что о его жизни известно немного. Мы знаем, что в VI в. по н.э. в Древней Греции жил ученый по имени Пифагор родом из Самоса. В молодости он много путешествовал по странам Востока, побывал в Египте и Вавилоне, где изучал разные науки, в том числе математику. Вернувшись на родину, Пифагор основал философскую школу закрытого типа -так называемый пифагорейский союз. Каждый вступающий в него отрекался от имущества и давал клятву хранить в тайне учение основателя.
Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными пауками. Ими были сделаны важные открытия в арифметике и геометрии. В школе существовало правило, по которому авторство всех работ приписывалось Пифагору. Так что достоверно неизвестно, какие открытия принадлежат самому ученому.
Из истории теоремы Пифагора
Богатую историю имеет теорема, носящая имя Пифагора. Во времена самого ученого ее формулировали так: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах*. Или в виде задачи: «Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах: 5=5, + 5,.
Согласно легенде, в честь своего открытия Пифагор принес в жертву сто быков (хотя согласно другой легенде он был вегетарианцем).
Известный немецкий писатель-романист А.Шамиссо писал:
Пребудет вечной истина, как скоро Вес познает слабый человек.! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век. Обильно было жертвоприношение Богам от Пифагора. Сто быков Он отдал на закланье и сожженье За свет луча, пришедший с облаков. Поэтому всегда с тех самых пор, чуть истина рождается на свет. Быки ревут, ее почуя, вслед. Они не в силах свету помешать, А могут лишь, закрыв глаза, дрожать от страха, что вселил в них Пифагор.
Долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была известна. В настоящее время установлено, что она встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора! Вероятно, тогда теорема еще не была доказана, а соотношение между гипотенузой и катетами было получено опытным путем. Была она известна и древним китайцам и индусам. Таким образом, Пифагор не открыл замечательное свойство прямоугольного треугольника, но, вероятно, первым обобщил и доказал его, перенеся тем самым из области практики в область науки. К сожалению, сведения о доказательстве до нас не дошли.
Сегодня известно более ста различных доказательств теоремы Пифагора. Возможно, автором одного из них является сам ученый или его ученик. Отметим, что соотношение между катетами и гипотенузой, вероятно, сначала было установлено для: равнобедренного прямоугольного треугольника.
Квадрат, построенный на его гипотенузе, разбивается диагоналями на четыре равных треугольника, а квадраты, построенные на катетах, Содержат по два таких же треугольника. Замечаем, что площадь большого квадрата равна сумме площадей малых квадратов.
Учащиеся средних веков считали доказательство теоремы Пифагора очень трудным и прозвали его «ослиным мостом» или «бегством убогих», так как слабые ученики бежали от геометрии, а те, кто заучивал теоремы наизусть, без понимания, были не в состоянии осилить теорему Пифагора: она служила для них чем-то вроде непреодолимого моста. Из-за иллюстрирующих теорему чертежей учащиеся называли ее также «ветряной мельницей», рисовали забавные карикатуры и придумывали шутливые стишки вроде такого:
Пифагоровы штаны
Непосредственно перед доказательством теоремы Пифагора рекомендуем провести устную разминку, предложив ученикам несколько заданий по готовым чертежам. В процессе их решения фактически воспроизводятся некоторые фрагменты будущего доказательства.
© МБОУ СОШ с. Карача - Елга МР Кушнаренковский район РБ |
---|